Геополитика-2022: новый вектор для железнодорожного машиностроения Казахстана

Начало 2022 года для Казахстана, как и для всего мира, связано с острой геополитической проблематикой, неизбежно затрагивающей экономику. Протестные акции, а также мировая повестка стали причинами непростой экономической ситуации. Однако промышленность Казахстана с достоинством приняла новые вызовы и в настоящее время активно наращивает производство продукции, связанной с путевой инфраструктурой и подвижным составом.
Устойчивое развитие

В ближайший год одной из главных целей для казахстанских предприятий, в том числе железнодорожного машиностроения, является обеспечение устойчивого и стабильного развития отрасли.

Также стоит отметить тенденцию к постоянному расширению железнодорожной сети и совершенствованию инфраструктуры. К примеру, в 2022 году в «Қазақстан темір жолы» планируют достроить и ввести в эксплуатацию новый участок в обход пограничного перехода Достык – Алашанькоу.
Если же говорить о долгосрочных прогнозах, то национальный оператор АО «НК «Қазақстан темір жолы» ожидает регулярного и значительного роста транзита грузов, который к 2050 году, по оценкам экспертов, увеличится в 10 раз по сравнению с уровнем 2015-го. Уже создан терминал на ст. Достык, который планируют полностью завершить к 2023 году. Ремонтные и инфраструктурные работы АО «НК «Қазақстан темір жолы» проводятся регулярно, а это также потребует бесперебойных поставок продукции железнодорожного машиностроения.

Рост транзитного грузооборота

В связи с актуальной геополитической ситуацией уже в ближайшее время значительно увеличится грузооборот через территорию страны. Многие компании будут активнее использовать казахстанское направление, которое станет торгово-экономическим мостом между Россией и Западом. Важным фактором являются и планы по интенсификации поставок продукции из Китая в страны ЕС.

Согласно ежегодным отчетам АО «НК «Қазақстан темір жолы» постоянный рост железнодорожного грузо¬оборота существенно увеличивает нагрузку на инфраструктуру компании, а значит, и долю амортизационных расходов и интенсификации проектов по развитию сетей внутри страны. Это приведет к росту объемов внутренней закупки рельсов, стрелочных переводов и рельсовых скреплений. Для повышения транзитных возможностей «Қазақстан темір жолы» потребуется ускорение движения составов, что повлечет обновление путевой инфраструктуры на ряде участков, например, замену рельсовых скреплений, рельсов и шпал.
Для того чтобы обеспечить возросшие нужды отрасли, на предприятиях железнодорожной промышленности планируется расширение ассортимента продукции. Закупки у местных компаний позволят снизить амортизационные затраты за счет более дешевых и не уступающих в качестве продуктов. Например, в ТОО «R.W.S. Binding», входящем в состав ассоциации (железно¬дорожного кластера) Railways Systems KZ, расположенном в Экибастузе, ведутся работы по созданию новых видов рельсовых скреплений и полимерных прокладок. Они позволят увеличить скорость поездов и уменьшить затраты на обслуживание железных дорог.

Дефицит подвижного состава

С ростом грузооборота в Казахстане растет внутренний спрос и на подвижной состав. По данным экспертов, ежегодно ремонта и замены требует более тысячи грузовых вагонов.

Однако непредвиденным фактором стали события в соседних странах. После начала развития событий в европейском регионе значительное количество российских и белорусских вагонов, по данным Regnum, были заблокированы для использования в логистических перевозках. Потребность в дополнительном производстве, возникшая после блокировки, стала для компаний непредвиденной графой расходов, которые российские и белорусские производственные мощности не смогли бы покрыть вовремя и с сохранением приемлемой стоимости. В этот момент возможность дополнительных закупок на казахстанском рынке становится одним из наиболее выгодных и удобных с точки зрения логистики решений.

Важную роль будет играть автоматизация заводов и способность быстро увеличить производительность с сохранением демократичной цены. В Казахстане уже сформирована ассоциация предприятий, которые смогут стать надежными парт¬нерами для зарубежных транспортных компаний.
Однако остается и базовая потребность в регулярном обновлении подвижного состава. Анализ перспективы развития железнодорожной транспортной системы государств, входящих в пространство 1520, демонстрирует неизменный рост объемов перевозок, который закономерно приводит к высокому износу подвижного состава, увеличению количества вагонов и локомотивов. От этого значительно возрастает нагрузка на железнодорожные оси и колесные пары. По оценкам экспертов Railways Systems KZ, годовое потребление осей для грузовых вагонов в странах пространства 1520 будет интенсивно расти, что обеспечит высокий спрос.
Ассоциация Railways Systems KZ полностью закрывает внутреннюю потребность Казахстана в осях за счет значительной производственной мощности ТОО «R.W.S. Wheelset», входящего в ее состав. Уже сегодня Railways Systems KZ является ведущим экспортером отраслевой продукции: в 2021 году предприятие реализовало новые проекты для рынка соседних стран и намерено расширять географию продаж. Другое предприятие ассоциации – ТОО «ПРОММАШ.KZ» –
полностью отвечает потребностям национального потребителя и также готово к выходу на зарубежные рынки.

Перспективы роста

Плановое переоснащение и внедрение технологий цифровой трансформации в ближайшие 10 лет сделают отрасль более конкурентоспособной на рынках стран Таможенного союза и Восточной Европы. Это шанс на лидерство Казахстана в отрасли среди стран ЕАЭС.

Также перспективной для Казахстана представляется ситуация на рынке железнодорожных колес, ведущим производителем которых является ТОО «Проммашкомплект». Предприятие ориентируется как на внутренний, так и на внешние рынки, которые в текущей обстановке могут испытывать дефицит колесной продукции.

«ТОО «Проммашкомплект» выпускает до 300 тыс. железнодорожных колес. В 2022 году мы стали получать запросы на производство колес для европейских железных дорог, а также Индии и Бангладеш. От обычных колес диаметром 957 мм экспортные заказы отличаются наличием технологических отверстий в ступице и диске, специальных элементов для крепления на колесную пару навесного оборудования», – отмечает Сергей Павлингер, основатель и директор по развитию ТОО «Проммашкомплект».

Другие предприятия ассоциации также стремятся развивать экспортные поставки. В настоящий момент руководство ТОО «R.W.S. Binding» обсуждает сотрудничество с деловыми партнерами из стран СНГ, а ТОО «R.W.S. Concrete» ведет активную работу с научными институтами, сертификационными органами и владельцами инфраструктур.

Риски и возможности

Регулярный рост грузооборота АО «НК «Қазақстан темір жолы», который в 2021 году достиг 239 млрд т-км, и необходимость в развитии инфраструктуры позволяют железнодорожному машиностроению Казахстана активно двигаться вперед, обеспечивая внутренние потребности. На это влияет и дефицит подвижного состава в Казахстане (ремонтируется не менее 4,5 тыс. грузовых вагонов в год) и за его пределами.

С другой стороны, изменения, происходящие в мире, открывают для казахстанских производителей ряд новых возможностей для реализации продуктов на внешних рынках. Это позволяет с оптимизмом смотреть на долгосрочную перспективу и, возможно, даже позволит в ближайшее время получать прибыль, объем которой будет сопоставим с потерями от существующих рисков и вызовов времени.